MultPausa
Мультики по алфавиту: а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ы э ю я

Воспитание человечности

«Детство — важнейший период человеческой жизни. Не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

 

Ребенка ведут за руку многие люди: родители и воспитатели яслей и детских садов, учителя и руководители кружков. И все-таки первые шаги он делает в семье, первые слова слышит от матери и отца, первые представления о мире получает из окна своей комнаты. И они, эти самые первые ощущения, так или иначе скажутся на всей оставшейся жизни.

 Как-то в походе, у костра, девятиклассники заговорили о самых ярких впечатлениях раннего детства, когда и себя-то еще как следует не воспринимали. Ире запомнилось: сидят у ее кроватки папа с мамой и держат друг друга за руки. Сколько лет тогда ей было? Два, три года? Она не знает. Только с тех пор не покидает ее чувство надежности, защищенности родного очага. И если вдруг обидятся родители один на другого — иногда и такое случается — подойдет к ним дочка и скажет: «Мама и папа, возьмитесь за руки». И все обиды исчезают, и становится так легко и тепло. А у Зои иочему-то запечатлелись слезы в материнских глазах. До сих пор она не может видеть этих слез, все внутри переворачивают они.

— Вы знаете, отчего я так остро на все замечания реагирую?— признался Яша.

— Отчего мне везде упреки чудятся? Я запомнил палец отца, которым он перед носом моим вертел. Так и слышатся мне слова: «Смотри у меня!» Может, и не говорил он их тогда, а я все равно слышу...

Экзюпери заметил как-то, что все взрослые были когда-то детьми, только редко вспоминают об этом. А жаль. Возможно, лучше понимали бы они, что воспитывают ребенка каждым прожитым вместе с ним днем, своими привычками, поступками, своими ошибками, любовью своей и ненавистью. Человек только вступает в жизнь. Его представления о ней очень ограниченны. Это потом, постепенно в сознание будут входить такие священные понятия, как Отечество, народ, верность, доброта, мужество, долг. А пока мерило всех ценностей на свете для него слова, поведение отца и матери. Прав Герцен, утверждая, что женщина, родив ребенка, перестает быть просто женщиной. «Она выходит на арену широкой общественной деятельности, так как от ее усилий зависит воспитание гражданина для своей Родины».

Миша собирается на прогулку. Какие игрушки возьмем с собой?—спрашивает мама, завязывая сынишке шарфик. И слышит в ответ: «Никакие!»

— А чем же ты будешь играть?

— Буду отнимать! — заявляет четырехлетний «агрессор».

Мама подавляет в себе желание дать мальчишке шлепка и спокойно объясняет: «Отнимать нехорошо, стыдно. Можно дать другому мальчику поиграть твоей игрушкой, а он тебе даст свою». Миша неохотно соглашается и берет совок. Мама сидит на скамейке в сквере, делает вид, что увлечена газетой, а сама внимательно наблюдает за примостившимся в песочнице сыном. Мише уже надоел его совок, и теперь острым своим взглядом он отыскивает, с кем бы поменяться игрушками. У толстенького, добродушного крепыша напротив чудесный зеленый паровоз. Миша подбегает к нему и очень вежливо предлагает: «Возьми мой совочек, а мне дай паровозик поиграт» Двухлетний карапуз, улыбаясь, дружелюбно протягивает свою игрушку. Он уже забыл, что у него есть свой совок, а тот факт, что два совка ему не нужны, до него пока не доходит. Довольный Миша делится с мамой своей радостью: «Я поменялся, как ты говорила!» Но через несколько минут добрый мальчуган с двумя совками с ревом устремляется за своим паровозиком.

 ребенок с машинкой в песочнице.jpgдети в песочнице.jpg

—Я же поменялся! —обиженно тянет Миша, надеясь на мамину защиту.— Я же отдал тебе совок!

—Мальчик еще маленький, не понимает, что ему не нужен твой совок,— спокойно, но строго говорит мама.— А ты опять поступил нехорошо. Отдай сейчас же паровоз!

Миша не собирается отступать!

- Не отдам! Мы поменялись, я еще не наигрался!

 Обычное детское упрямство, каприз? Не только. Вы обратили внимание, что именно к этому добродушному толстячку подбежал Миша со своим совочком. Понравился паровоз? Но наверняка рядом играли и другие дети, и Миша мог выбрать любую игрушку, если бы с ним захотели поменяться. А вот это последнее и было сомнительно. Этого же мальчонку— Миша почувствовал— было легко обмануть. Психологи утверждают, что именно в игре развивается психический мир ребенка, вырабатывается доброта, чувство коллективизма, ответственность, дисциплина, смелость. Мише всего четыре года, но сколько разных проявлений характера в его поступке! Останься мама равнодушной — и все эти качества: хитрость, жадность, эгоизм — закрепились бы в сознании ребенка и в дальнейшем, не встречая противодействия, постепенно становились бы нормой поведения подрастающего человека. Можно было просто отнять игрушку и отдать ее владельцу. Мама поступила по-другому: она понимала, что от слепого послушания мало толку. Ребенок должен понять, почему надо поступить так, а не иначе. Только те требования принесут пользу, что основаны на уважении и доверии к маленькому существу; воля в этом возрасте еще недостаточно окрепла, неустойчива, слаб или вовсе отсутствует самоконтроль, все подчиняется эмоциям. Миша сам отдал паровозик. Но воспитание чувств продолжалось. Каждый раз, во время любой игры мама незаметно руководила поступками сына, и он постепенно подчинялся ее разумной воле. Нормой поведения становились совсем другие качества: доброта, отзывчивость, честность, справедливость.

 ведерко и совок.jpg солнышко.jpg